"Азбука сада"-наш выставочный сад на Фестивале "Сады и люди"
Фотографии
наши cтилистические ассоциации
|
наши стилистические ассоциации
|
|
наш буклет к выставке
|
вкладыш буклета
|
|
|
|
|
..тени
|
|
|
|
|
|
|
Скульптор Александр Залавский
|
Скульптор Александр Залавский
|
|
шалфеи и пенстемон
|
|
|
|
|
|
калина обыкновенная, стадии декоративности
|
шалфей мутовчатый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наш сад стал призером выставки
|
Статья о нашем саде в журнале "Дом и сад" №5(80)2014
|
Статья о нашем саде в журнале "Дом и сад" №5(80)2014
|
Площадь сада 79м2
Концепция, проект ландшафтный дизайнер Людмила Белых,
ландшафтный архитектор Игорь Федоров
Реализация ЛК "Новый сад", "Belstudio"
Визуализация Максим Челышев "Новый сад"
Дизайн буклетов, верстка Ольга Шадрина "Belstudio"
Скульптор Александр Залавский
Спонсоры:
Посадочный материал Питомник Ахмечет
Клинкер 000 "Экотайл"
Фото Людмила Белых, Михаил Щеглов, Андрей Лысиков
Концепция
"Сад азбука.
"Книгопечатание - это введение текста в регулярные рамки. Регулярность накладывается на своеволие текста свободных посадок.
Сдержанная логика буквы интерпретирована в лаконизме современной планировки сада. Колорит посадок отсылает к тону страниц старых книг. Древнерусская вязь возникает в партерах перекликаясь с растениями новой волны.
Сплетение рукотворного и природного. Связь вечного и настоящего."
Концепция — важнейшая составляющая любого выставочного сада, именно она позволяет уйти от набора случайных элементов и растений. Тема, концепция создают некие внутренние связи — в стилистике, композиции, цвете, элементах сада и семантике посадок.
Тема данного сада продиктована 440-летием первой печатной азбуки Ивана Фёдорова. Азбука как основа основ заинтересовала нас и нашла отражение в идее, цвете и построении композиции сада.
Сдержанная логика буквы интерпретирована в лаконизме современной планировки.
Книгопечатание можно рассматривать как элемент регулярности (введение текста в регулярные рамки), эта идея прочитывается в композиции сада, геометрии плана и отдельных компонентов. Но такую регулярность отнюдь нельзя назвать классической, это пример современной регулярности, где геометрия аллеи и партеров в свою очередь накладывается на «своеволие текста» свободных посадок, объединяя природное и рукотворное. Ведь, оттолкнувшись от темы связи времен прошлого и настоящего, мы должны прийти к саду сегодняшнему и современному.
В партерах сада возникают отголоски древнерусской вязи, в их рисунке угадываются старинные начертания букв. Структурная «вязь» партеров перекликается с наполнением из растений «новой волны»: посадки из многолетников, основанные на устойчивом развитии, с основой из щучки дернистой, сортов шалфея, астранций, пенстемона, вербейника. Как в печатной книге есть заглавная красная буква, так и один из партеров, с преобладанием лилово-пурпурных оттенков, более активен по цвету. В соответствии с идеей устойчивых посадок в саду не используется газон.
Высаженная в аллейной посадке черемуха Маака с медовыми стволами хорошо вписалась в идею сада семантически, как и калина обыкновенная в живой изгороди, придающая всей композиции очень «наше» звучание и прекрасно отражающая национальную направленность темы.
Мягкий тон с нейтральной фактурой гравийного покрытия, незаслуженно редко используемого в садах, визуально собирает все элементы сада. Гравийное покрытие на структурной решетке не только функционально в уходе и использовании, но и прекрасно улавливает и распределяет воду.
Устойчивая посадка в аллее построена на игре нюансов и принципе «эха», перекличке цветов и оттенков. Так, кракелюр листвы сортовой гейхереллы перекликается с рисунком на листьях герани темной «Samobor», отражаясь в темных цветах красных астранций и шалфея «Caradonna». Удивительный оттенок молодой листвы спиреи «Macrophylla», которому вторит листва гейхеры «Kassandra», оттеняет охристый цвет щитов ограждения и является переходным тоном к оттенкам листвы пузыреплодника «Zdechovice», стволам черемух и садовых скульптур. Их оттеняют прохладные мягкие нюансы листвы розы сизой, соцветий шалфея мутовчатого. В целом в проекте ставка сделана именно на растительный дизайн, сложную работу с цветом и художественные элементы.
Нам было важно продемонстрировать и возможности отечественного посадочного материала. По заранее составленному для нашей концепции списку (так называемый Plant List) растения специально готовили (надо отметить, в ограниченные сроки). Спонсор сада, предоставивший свой посадочный материал, — тюменский «Питомник Ахмечет», поэтому все растения проделали большой путь из Сибири, преодолев две с половиной тысячи километров. И на вопрос, где же взять такие сорта астранций, мы гордо отвечали: «В Сибири!»
Cад стал одним из трех призеров выставки.
Интервью перед выставкой
Почему Вы решили участвовать в Выставке садов и в Фестивале?
В первую очередь это желание подержать отечественную Ассоциацию Производителей Посадочного Материала и новый проект обещающий стать очень перспективным. Развитие самой АППМ на несколько последних лет об этом говорит, поэтому, когда ассоциация обратилась к дизайнерам с предложением о новом проекте, большая группа авторов с готовностью откликнулась.
Нас же пригласил в качестве дизайнеров их сада Питомник Маргариты Ахмечет, выступающий спонсором сада и предоставляющий свой посадочный материал. Нужно сказать, что это общепринятая выставочная практика. Лично для меня это будет первый выставочный сад, в выставках садов я раньше не участвовала. Но сама идея и коллектив единомышленников много значат.
Отличается ли, с Вашей точки зрения, Фестиваль «Сады и люди»
(по формату, идее, подходам и т.д.) от других Московских фестивалей?
Мне видится, что у Фестиваля есть все возможности развития собственного формата, не копируя западные аналоги.
Ведь это тот случай, когда на одной площадке встретятся производители и дизайнеры, многие питомники предоставляют для выставочных садов собственный посадочный материал, продемонстрировать достоинства которых в том числе и предстоит дизайнерам в своих творческих работах. А когда интересы организаторов и участников совпадают, и мы представляем две стороны одного дела, это дорого стоит.
Это проект не личностный, а коллективный, которым занимаются заинтересованные, очень увлеченные и профессиональные люди. И девиз фестиваля тоже об этом говорит.
Что Вы ждете от участия в Фестивале?
Что ждем? Интересной работы, общения в кругу единомышленников).
И конечно популяризации, повышения интереса к нашей отрасли, садовому дизайну, и деятельности ландшафтного дизайнера в частности, поскольку мы все в этом опосредованно заинтересованы.
Ваши пожелания новому фестивалю садового искусства.
Развития вопросов отрасли в целом, и темы ландшафтного дизайна, в частности. Хотелось, что бы фестиваль демонстрировал, в том числе примеры современных подходов в дизайне, актуальные приемы решения пространства и посадок, в рамках той же конкурсной программы, привлекая к участию в тематических садах и молодых специалистов, способных предложить интересные идеи, поддерживая их спонсорским участием.
Систему спонсорства необходимо развивать, искать, привлекать спонсоров для реализации садов, что позволит представлять все более интересные работы, и перевести в итоге наше взаимодействие и в область коммерческих интересов.
Что на Ваш взгляд сложнее создавать – авторский или тематический сад?
На мой взгляд, у них чуть разные уровни задач. Тематический сад должен в прямую отвечать заявленной теме конкурса, и демонстрировать интересные приемы ее решения, а тема в этом году довольно не простая «Границы в саду», ведь «границы» понятие очень широкое и комплексное, от фактических границ до временных. Но наличие темы всегда облегчает задачу.
Тема, концепция вообще наиболее важная составляющая сада, она позволяет уйти от решения сада как набора случайных элементов и растений, она позволяет сделать выбор. Концепция - это внутренние связи, в стилистике, композиции, цвете, элементах сада, семантике растений. Свободное творчество явление обманчивое. А в авторских садах (которые являются шоу-садами по сути) эту тему авторам предстоит найти самим, хотя мне видится, что и авторские сады кроме основной идеи должны демонстрировать и приемы решения темы границ тоже.
Какова главная идея Вашего сада? Повлияли ли на выбор концепции сама площадка Фестиваля (старейший парк Москвы – Парк Сокольники) и идеология Фестиваля - «Сады объединяют»?
Наш сад Азбука посвящен 440-летию принятия первой печатной азбуки Ивана Федорова. Слово, буква, азбука - как основа основ заинтересовала нас и в понимании Азбуки сада.
Мы оттолкнулись от этой темы и в идее, и в построении композиции. Книгопечатание как элемент регулярности - введение текста в регулярные рамки, композиция книжного листа, отразились и на композиционном построении сада. Лаконизм планировки в свою очередь позволил нам свободно работать с растениями.
При выборе ассортимента мы отталкивались от цветовой гаммы – колористического решения в тоне страниц старых книг. Мы постараемся поймать эту цветовую гамму за счет оттенков листвы кустарников и многолетников, будем использовать злаки и вводить дополнительные цвета за счет оттенков цветов.
В рисунки партеров мы введем отголоски древнерусской вязи, и как в печатной книге есть выделенная красная буква, один из партеров будет более активен по цвету.
Но регулярная планировка отнюдь не будет классической, это пример современной регулярности, где элементы геометрии аллеи и партеров накладываются со свободными посадками новой волны, соединяя рукотворное и природное. Отталкиваясь от темы исторической, мы хотим создать современный сад, нам интересна тема границы времен, связь прошлого и настоящего.
Место проведения фестиваля, и его идеология во многом подтолкнули нас на выбор такой «национальной темы».
Какие растения будут использованы при создании Вашего сада?
Как я говорила, в ассортименте растений мы отталкиваемся от темы и определенной цветовой гаммы, которую хотим получить за счет оттенков листвы и соцветий (например, спиреи японской Макрофилы, сортов пузыреплодников, гейхер, шалфеев, трав). Для аллейной посадки мы используем черемуху Маака, которая вписывается в нашу идею семантически, и калину обыкновенную для живой изгороди, что очень по «нашему», нам очень хотелось избежать хвойных растений и туй. Мы в принципе сделаем большую ставку именно на растительный дизайн, что всегда сложнее, и некоторые художественные элементы, но это пока секрет.
Нужно сказать, что мы заранее составили, так называемый Plant list, т.е. перечень необходимого посадочного материала для нашей концепции, который специально для нас готовили, хоть и в ограниченные сроки.
Нам важно и продемонстрировать возможности отечественного посадочного материала. Спонсор нашего сада Тюменский Питомник Ахмечет, поэтому нам предстояло выбирать растения для сада дистанционно, нашим растениям так же предстоит проделать большой путь из Сибири, в этом есть определенная сложность, но надеюсь, все сложится.
Конечно, мы волнуемся, успеет ли все зацвести вовремя, распустятся ли злаки (ведь практика выгонки растений к определенному сроку еще только формируется) принимая во внимание в нашем случае еще и климатическую разницу. Но в Питомнике Ахмечет выращивают большой ассортимент прекрасные растений, думаю, мы справимся.