МОЙ САД.
Мне близка мысль, что собственный сад никогда не может быть закончен полностью. Этот творческий процесс не закончится никогда, и возможно завтра какой-то уголок сада будет выглядеть совсем по-другому.
Я многим обязана Саду. Мои представления о саде росли вместе с ним. Во многом именно он привел меня в профессию. Сад возник передо мной как данность, когда в определенный момент, осознав его существование, я увлеклась растениями. Имея художественное образование, я занималась декоративно-прикладным искусством, авторским текстилем и росписью по ткани. И именно законы художественного творчества я переносила в сад. Позже они же стали базой для специального образования.
Не дизайнерский сад.
Я не считаю свой сад дизайнерским. В основе дизайнерского сада, лежит проектное решение. Нашему саду не предшествовал проект, и существенно изменить в последствии его планировку я не могла. Но простота линий оставляла большой простор для работы с растениями. К тому же, в своем саду я, скорее садовод, а не дизайнер и запросто могу поэкспериментировать с новым сортом, только что бы посмотреть какой у него цветок. Мне очень важно найти баланс между любовью к растениям и умением отказаться от очередного приобретения в пользу целостности садовой картины. Когда перестаешь собирать все, что нравится, и рассматриваешь каждое растение не само по себе, а как часть композиции. Поэтому многим любимым растениям в моем саду нет места.
Так сложилось, что, составляя композиции, в отсутствии первоначального проекта, я сразу распределяла растительные объемы, формы и краски, в последствии что-то изменяя или досаживая. Были ошибки, были и сюрпризы. Так, например, девять лет назад я посадила в кустарниковый бордюр крошечную веточку мирикарии лисохвостниковой. При покупке мне обещали «цветущую елку» с шестьюдесятью побегами и зависть всех соседей. Трудно сказать, какой аргумент подействовал больше. Сегодня мимо раскинувшегося на два с лишним метра цветущего куста нельзя пройти равнодушно. Но в целом в основе сада должны быть устойчивые, а не редкие и теплолюбивые растения - укрывать на зиму пол-участка слишком хлопотно и не верно.
Мне всегда нравилось работать с цветом, было интересно понять, что из колористических основ применимо для сада, какие сочетания актуальны в растительных композициях. Сад стал для меня мастерской, дав возможность наблюдать, искать удачные сочетания. Со временем у меня сложился собственный подход к ландшафтной колористики.
Я пережила увлечение пурпурнолистными растениями. Так появился кустарниковый бордюр вдоль дома, построенный на игре цвета и фактуры листвы. Пурпурные барбарисы Тунберга и оттавский, пузыреплодник калинолистный «Diabolo», гейхеры и очитки задают в нем ритм. Цветовой нюанс весной создают цветущие розовым миндаль трехлопастный, цветущих тюльпанов и подушки флокса шиловидного. Летом его поддерживают роза флорибунда, соцветия японских спирей, яркая листва барбариса «Rose Glow».Оттеняет пурпурные тона сизая и серебристая листва лоха серебристого, ивы швейцарской и цельнолистной, мирикарии и можжевельников, спиреи серой и элимуса песчаного. А зелень хвойных и лиственных «успокаивает» композицию. Я люблю холодные сочетания зелено-серебристых и розово-пурпурных тонов. Композиции в этой гамме хорошо сочетаются с отделкой дома и зрительно объединяют пространство сада.
Миксбордер.
Мое увлечение цветом воплотилось в миксбордере. Цветник - это своего рода садовая живопись, возможность писать как красками цветочными мазками. Колористический цветник задача трудная и интересная, то он, то я постоянно вырастаем из определенных задач, растений, сочетаний. Появляются новые сорта, изменяются композиции, обновляется ассортимент. Изначально цветник задумывался как пример гармоничной композиции, а не коллекция растений. Позже он вобрал в себя аналогии с английскими бордюрами, и современными злаковыми цветниками. Каждый сезон в нем меняются акценты и цветовые сочетания. Их создают блоки сезонных композиций из подобранных по цвету, форме и времени цветения групп травянистых многолетников. Пик декоративности приходится на вторую половину лета. Структура - главное условие для протяженного миксбордера. В цветнике ее создают надежные и эффектные многолетники. А ритм задают повторы форм, фактуры и цветовых пятен. Вертикали злаков, посконников, монард, астр, куртины пионов, очитков и лилейников, россыпи эхинацей и астранций, шары луков, подушки баданов, чередуясь, объединяют отдельные композиции в единое целое.
Миксбордер выдержан в моих любимых холодных тонах. Они хорошо сочетаются друг с другом и эффектно контрастируют с теплыми оттенками. Цветник наиболее непредсказуемый элемент сада, я не могу его закончить раз и навсегда. Недавно я полностью изменила фланговые композиции. И решив, что это окончательный вариант, предвкушала ожидаемый эффект. Но, стоя перед обновленным миксбордером, вдруг поняла, что созрела к решительной реконструкции, замене ассортимента на более современный. И фотографии следующего года уже будут иными.
Все относительно.
Так как площадь сада невелика, нужно тщательно соизмерять посадки и садовые элементы и открытые пространства. Ведь без пауз не получится хорошей беседы. Газон на нашем участке появился одним из первых. Теперь он объединяет сад в единое целое и уравновешивает все композиции. Газон на участке экологический (главное, правильно назвать!), то есть сорняки в нем попадаются. Тем не менее, мы его регулярно косим и подкармливаем. А он служит прекрасным фоном для растений и площадкой для детских игр.
Декоративный пруд с каскадом из полимербетона невелик, как и хвойный садик у его берегов. Ритм объемов в нем задают сорта сосны горной. Дерево у воды - плакучая лиственница европейская, с узкой кроной. Желтокончиковый сорт сосны горной «Ophir» и герань «Rozanna» с фиолетовыми цветами все лето поддерживают цветовой контраст композиции. Живущие в водоеме золотые рыбки - источник семейных забот и радостей. Они исправно приносят потомство, а объем аквариума для зимовки ограничен. Приходится каждую осень пристраивать «наших детей» в хорошие руки. Зато кормление стайки рыбок, поочередно открывающих рты, - ежедневный бесплатный аттракцион.
Полезно и красиво.
Нужно сказать, что практически все деревья в саду - плодовые, сливы, яблони и вишни великодушно соблюдают очередность «уродившегося урожая». Ягодные кустарники постепенно удалось свести к количеству реальных потребностей, а на ягоды, оставшиеся на ветках смотреть философски. Так как старшее поколение не может отказаться от огорода, а мы все от свежей зелени, он так же занимает внушительную площадь участка. Использованный в оформлении огорода синий цвет окантовки грядок с желтоватой плиткой между ними, позже дополнили синие скамьи. Цветовая гамма поддерживается небольшим пряным садиком в сине-фиолетовых желто-серебристых тонах. Стриженая полынь - божье дерево и компактные шарики барбариса Тунберга «Kobold» закрепляют центр и углы пряной клумбы.
Планировка огородов всегда тяготеет к регулярности. И у нас присутствуют несколько стриженых изгородей из кизильника блестящего и смородины альпийской и сферически сформированные кусты жимолости съедобной. В кадр всегда попадают наиболее декоративные участки, но ими сад не исчерпывается. Что бы ни перегрузить садовую картину важно, что бы насыщенные цветом и формами группы уравновешивались естественными зелеными «кущами». У нас в саду есть уголки, где при желании можно найти крапиву для майского борща.
По материалам «С чистого листа» Садовник №2-2009