Челси 2010 - записки с выставкиАвтор: Людмила Белых На Челси лучше приходить к открытию, что бы успеть с фотосъемкой пока еще мягкий утренний свет, пока людей не так много. К обеду к садам уже не протолкнуться, а сесть со стаканом пимса можно разве что на траве. Симпатии зрителей склонились к остроумному садику Welcome to Yorkshire's Rhubarb Crumble & Custard Garde, название которого можно перести как "Заходите на йоркширский десерт", с чашей ревеня переполненной «заварным кремом» из седума вытекающим прямо на землю. Лучшим садом Челси (Best Show Garden) в этом году, как не трудно угадать, был снова назван сад, сделанный для The Daily Telegraph. Дизайнером на сей раз был приглашен сам Энди Cтеджен. Получился современный гравийный сад с зарослями экзотических (средиземноморских, калифорнийских и мексиканских), и местных растений, наполняющих его цветом. Стальные экраны, прорезающие пространство сада, направляют взгляд, создавая все время меняющееся картины.
Безусловно, не прошло незамеченным и очень порадовать многочисленных поклонников, и здесь я не оригинальна, возвращение Тома Стюарта – Смита. Свои симпатии я безоговорочно отдала ему. Его сад для The Laurent-Perrier Garden (Gold Show Garden) как обычно сдержан и элегантен. Сад одновременно романтичный и элегантный, каждый элемент в котором мастерски выверен по линиям, цвету, объемам. И конечно форма и линии в сочетании с изумительной работой с с растениями. Стиль Стюарта-Смитта воплотился в простой форме павильона из листа меди, вытянутом прямоугольном водоеме и топиарных сферических кустарниках, по форме напоминающих облака. Современная геометрия контрастирует с естественной растительностью - березовой рощей с лесным весенним садом. Легкий ажур бело-зеленых зонтиков купыря, с хрустально-белыми астранциями, лимонно-зелеными молочаями и голубыми вкраплениями ирисов сибирских. Тонкая, неброская и невероятно изысканная цветовая гамма (возможно, самая актуальная на сегодняшний день). Ничего лишнего, все тонко, природно и просто. Тема лесного белого сада как маяка надежды, воплощена дизайнером Робертом Майерсом для The Cancer Research UK Garden (Gold Show Garden) , вдохновленным усилиями ученых, исследующих рака в Великобритании. Гранитная тропинка петляющая между стволов берез в окружении изумительно тонко подобранных белоцветущих растений выходит к центральной террасе с бассейном, решенной в более ярких красках в окружении структурных стриженых кубов, обрамленной по периметру галереей.
И вновь геометрия, смягченная растительностью. В этом году, главенство растений просматривается вполне отчетливой тенденцией как в модернистских, так и в классических композициях. По прежнему актуальна тема различных растительных сообществ, как природных луговых, тропической экзотики, так и традиционных для Англии культур. Да и преобладающих цветовых гамм в этом году можно выделить как минимум три.
Недаром симпатии публики в номинации шоу садов склонились к традиционному цветочному саду - The M&G Garden, воплощающему испытанные временем принципы классического английского садоводства. Простая планировка, обилие цветов и цвета в тонких сочетаниях, проходящая через сад пергола увитая розами, мягкие текстуры, все использованные материалы и растения только местного происхождения.
Растением выставки можно смело назвать березу. Лаконичные стволы берез (это чаще береза полезная) идеально вписывающиеся в стильные композиции, на контрасте природных и искусственных материалов можно встретить почти в каждом втором саду. Внимание к социальной тематике всегда выделяет композиции Челси, и хочется верить будет когда-то и нашей актуальной тенденцией. И в номинации "Городской сад" лучшим был выбран "Неожиданный садовник"(The Unexpected Gardener) Джо Томпсона. Этот садик, одновременно функциональный и умиротворяющий, показывает, что ни возраст, ни ограниченные физические возможности не являются препятствием для занятия садоводством. Лаконично решенные цветочные горшки, приподнятые над землей для удобства доступа к ним, уличный камин, фонтан и уголок для отдыха, прикрытый тенью от посаженных деревьев сочетается с великолепным цветочным дизайном.
К обеду съемка почти закончена. Пробираться по алее садов все труднее: то один, то другой сад перекрыты- съемки БиБиСи. Протискиваюсь к краю ограждения, в саду люди. Зрители протягивают фотокамеры, и сотрудник съемочной группы поочередно снимает для каждого человека в саду. Поворачивается в мою сторону, я мотаю головой «спасибо, не надо», на меня смотрят с удивлением. Уже отойдя, понимаю, "чем-то в саду" был Алан Титчмарш! Наиболее спорными садами мне показались два, крайне разных и оба отличившихся. Сад "Место перемен" Placеs of Changе самый большой сад, который когда-либо был в Челси, в 590 квадратных метров. Он имеет очевидную социальную направленность: создан при участии бездомных и бывших правонарушителей. Мораль очевидна: садоводство помогает изменить жизнь. к лучшему. Сад, совмещая много различных зон, цветочные и съедобные посадки, элементы стен из пластиковых бутылок, ограждения из пустых канистр или выхлопных труб, не оставляет ощущения целостности, да и вторсырье в дизайне уже воспринимается чем-то ушедшим. Или вот "Знаток брилиантов" Ace of Diamonds, между прочим, Девида Домони (после его визита в Москву мы особенно пристально следим за его работами), умеющего удивить публику. Сад побил все рекорды стоимости. По саду разложены настоящие драгоценные камни. Золото в отделке стен, переливающаяся дорожка с золотыми и серебряными ромбами, в виде цепи ожерелья, и венчающий его приподнятый ромб - патио в форме бриллианта. Все это гламурное великолепие чуть успокаивает яркая растительность в лилово-пурпурной и серебристой гамме, растения подбирались по принципу сходства с драгоценностями или, на крайний случай те, которые были названы в их честь. Конечно, гламур – это тоже эстетика. Но при этом скорее рекламно-эпатажная, чем способная тронуть душу.
На центральной аллее идет торговля - неимоверная садовая индустрия сувениров, инструментов, аксессуаров, книг, да и просто милых мелочей и безделушек так или иначе связанных с садом. Кто как, я все еще теряю голову в книжных развалах. Лондон - Москва 2010 |
||||||||||||||||||||||||||