В гармонии цвета. Колористический цветникАвтор: Людмила Белых Ландшафтный дизайн №2-2010.
Цветник - самое яркое пятно в картине сада. Их создание по праву считается отдельным видом творчества в рамках ландшафтного дизайна. Большой выбор видов сортов, богатство красок и вариантов сочетаний в цветочных композициях сродни живописи, где в роли красок выступают живые цветы. Но, как и любое искусство, оно требует некоторого опыта, знания ассортимента, представления о том, как выглядят и как ведут себя растения на протяжении сезона.
Пожалуй, в основе удачного цветника, лежат три составляющие - структура, колористика, блоки сезонных сочетаний. Первая является основным условием существования удачной композиции. Именно включение в цветник декоративно стабильных весь сезон растений, повторяющихся форм, фактур и цветовых пятен, создает и поддерживает его «скелет». Многообразие колористических решений позволяет сформировать изысканные и неповторимые по эмоциональной выразительности комбинации, которые производят на зрителя завораживающее впечатление. Однако они не могут служить заменой структурной составляющей.
Цветовые вариации.
Говоря о вариантах колористческих решений, вспомним хорошо нам известные монохромные композиции, построенные на тонких различиях оттенков одного цвета, от бледных тонов до темных. В тех случаях, когда за основу берут контраст форм и размеров соцветий и листвы, основная задача - подчеркнуть нюансное многообразие базового цвета. Для усиления его «звучания» добавляют некоторое количество контрастных цветов, которые придают глубину и выразительность выбранной гамме. Но основной цвет всегда остается доминирующим. И главная задача в монохромной композиции - поддерживать заданный цвет в течение всего сезона. Это достигается путем смены последовательно цветущих растений.
Более сложным вариантом является цветник-радуга, состоящий из нескольких монохромный секций, переходящих одна в другую по принципу спектра. Обычно он отличается большой протяженностью, так как каждый цветовой блок должен хорошо «читаться» в течение всего сезона. Для поддержания цветового перехода весь вегетационный период кроме многолетников так же приходится использовать однолетние растения, лианы, культуры закрытого грунта.
Колористический цветник.
Отличительная черта колористических миксбордеров - использование приема «цветовой растяжки», то есть соседства нескольких оттенков одного цвета или цветов одной гаммы. Она позволяет сочетать неограниченное число вариантов. Нюансные растяжки в пределах цвета создают эффект «цветовой вибрации», который сродни приемам живописи, когда контрастное или нюансное сочетание представлено не одноцветными пятнами, а несколькими оттенками основных цветов в пределах заданной цветовой гаммы, включая акценты. Например, контрастная композиция гаммы теплых и холодных тонов в самом простом варианте будет состоять из оттенков - от нежно-лимонных до желто-золотистых с акцентом оранжевого цвета(теплые) и от сине-голубых до сиреневых и фиолетовых (холодные).
Цветовые комбинации строятся, как известно, на двух основных принципах - на нюансной гармонии цветов, расположенных рядом в спектре, с переходами оттенков в пределах одного цвета либо на контрастном сочетании оттенков гаммы теплых и холодных цветов. В построении цветников обычно доминируют нюансные сочетания – как монохромные на тонких градациях одного цвета, так и аналоговык на сочетании нескольких соседних цветов спектра и их оттенков с некоторым добавлением контрастных тонов (по принципу монохромных композиций). Например, оттенки двух контрастных гамм усиливают «звучание» друг друга. Это не только хорошо знакомые желто-синие сочетания, но и более сложное и изысканное взаимодействие разбеленных оранжево-лососевых и сиреневых тонов с растяжкой до сливовых оттенков или сочетание светлой зелени с красным. Лиловые тона вообще можно считать переходными не только между тепло-холодной, но и в ситуации «проблемных» по цвету комбинаций, так как они удачно компонуются с билизкой им гаммой холодных цветов и эффектно контрастируют с теплыми оттенками. Смягчают цветовые переходы и оттеняя яркие краски вставки нейтральных тонов из неброских растений с рассыпчатой фактурой, ажурных злаков и декоративно-лиственных экземпляров.
С точки зрения дизайна именно колористический цветник, позволяет продемонстрировать все богатство цветовых тонкостей и нюансов. Он строится по принципу сезонной смены акцентов и сочетаний, когда красивоцветущие и декоративно-лиственные растения обеспечивают многообразие декоративных эффектов. В том, что «окраска» цветника меняется в течение сезона, несомненное преимущество данной композиции перед монохромной.
Белый - вне игры
В колористических композициях, построенных цветовых нюансах, существуют ограничения в использовании белого цвета. Дело в том, что он, являясь ахроматическим, «включает» работу светлотного, то есть тонального, контраста, переводя цветовые сочетания на тональный язык и сводя на нет всю игру оттенков. Нюансы цвета начинают восприниматься как ахроматический ряд из светлого, среднего и темного тонов. Так, например, рядом с белым несколько оттенков сиренево-розовой гаммы будут восприниматься по тону, то есть по светлоте, как общий средний тон, темнее белого, а оттенки пурпурного и терракотового - как общий темный тон. Поэтому в дизайне цветников в качестве светлых оттенков чаще используют кремовые, бело-зеленые, нежно-розовые, светло – голубые и серебристые растения. Недаром, белые сады и цветники можно назвать самыми распространенными примерами монохромных композиций.
Открытый («чистый») белый цвет лучше использовать в тональных цветниках и миксбордерах, построенных из нескольких локальных цветовых пятен без «цветовых растяжек» и оттенков каждого цвета. Такую композицию можно легко разложить по тону на светлый – средний – темный, например: белый - серебристый – бардовый.
Сезонные метаморфозы
Колористика цветника во многом связана с сезонностью, так как его цветовая гамма изменяется за счет растений, декоративных в тот или иной отрезок времени. Здесь кроме постоянства структурных элементов, обычно подразумевают непрерывность цветения составляющих композицию растений, когда на смену одной волне приходит другая и отцветшие культуры заменяются цветущими. Для анализа этой ситуации обычно составляют календарь цветения, на котором выделяют периоды набольшей привлекательности для того или иного сорта или вида. Основная задача при данном подходе - равномерно распределить на плане группы растений, обеспечивающие общую стабильную декоративность и плавный переход от одного пика цветения к другому. Можно сказать, что такой метод нередко ведет к дробности композиции и актуален скорее для небольших цветочных комбинаций. Для протяженных миксбордеров более эффектна компоновка растений в сезонные блоки из подобранных по цвету и форме групп одновременно цветущих травянистых многолетников. Цельность композиций сезонного цветения дает возможность продемастрировать все тонкости колористических сочетаний. В зависимости о сезона цветовой акцент может перемещаться, как повторяясь в нескольких местах, так и имея цветовые «отзвуки» на флангах. |