В единой гамме. Монохромный цветникКолористика цветника.
Дом и сад №2 (71) '2013
ТемаМонохроматический сценарий — прекрасная тема для цветника, определяющая круг образов, связанных с ним (например, красный цвет рождает у нас ряд возможных образов, и наоборот, скажем, «закат» или «туман» будут вызывать вполне конкретную цветовую ассоциацию). И выбор цвета будет зависеть не только от окружения или личных пристрастий, но и от того образа или ассоциации, которые лежат в его основе. Цвет вместе с подбором ассортимента способен передать и определенную силу эмоционального звучания: например, цветовой накал или нежность.
Монохромный цветник — наиболее простая для воплощения цветовая история. В монохромной композиции главное — поддержать многообразие оттенков цвета в пределах выбранной гаммы в течение сезона путем подбора последовательно цветущих растений.
ДиапазонВсегда ли монохромный — это один цвет? Конечно, нет. Под монохромными композициями мы понимаем сочетание как близких цветов одной гаммы, так и оттенков одного цвета. Это и «цветовые растяжки» нескольких вариантов основного цвета разной светлоты и насыщенности, то есть с оттенками темнее и светлее основного тона, что дает довольно широкую палитру (на примере оранжевого — вариации от лососевого до терракотового).
Цветовой диапазон оттенков, безусловно, создает цветовое звучание гораздо большей глубины. А иногда, как, например, в «зеленых» цветниках, состоящих не только из собственно зеленоцветущих растений, но и холодно-желтых и голубых оттенков цветения и салатовой листвы, цвет и вовсе воспринимается суммарно, суммарно как зеленый.
По принципу контрастаКлассические монохромные композиции имеют богатую историю, начинающуюся с английских бордеров, в задачу которых входила демонстрация многообразия оттенков одного цвета, обыгранного на контрасте форм и соцветий.
Второе дыхание они получили благодаря новому взгляду на монохромные цветники знаменитой английской садовницы Гертруды Джекилл, много занимавшейся теорией цвета. Ее новаторство заключалось в использовании в цветочных композициях приемов, характерных для живописи. Для усиления основного цвета она добавляла некоторое количество контрастных цветов. «Принцип монохромных композиций» с включением контрастных оттенков позволяет придать глубину и живописность основному цвету (всегда доминирующему над контрастными тонами), делая монохромную композицию сложней и богаче.
Фото 1. Пурпурный бордюр Виты Сэквилл-Вест в Сиссингхерсте произвел в свое время настоящую революцию необычностью цветового решения. «Закатное» сочетание пурпурных и фуксиевых оттенков, дополненных голубыми и розово-сиреневыми тонами, наиболее эффектно при утреннем и вечернем освещении. Более сложным вариантом монохромной композиции можно назвать цветник-радугу, состоящий из монохромных секций, переходящих одна в другую по принципу спектра. Обычно это протяженная композиция. Чтобы каждый блок одного цвета читался в течение сезона за счет сменяющихся растений, используют большое количество видов, и нередко для этого идут в ход и однолетники, и опоры с лианами, и культуры закрытого грунта.
Желтые цветники одни из наиболее распространенных. Огромный ассортимент растений и оттенков — от прохладных зелено-лимонных до огненных золотисто-оранжевых, которые хорошо сочетаются вместе, — дает большой диапазон вариаций. Введение контрастных сине-лиловых красок лишь усилит и обогатит «желтое» звучание.
Белая тема самая популярная из монохромных. Белый цвет, будучи ахроматическим, довольно сложно вписывается в цветные композиции, резко выделяясь и отвлекая от сложной игры оттенков, и гораздо органичнее в цветниках монохроматических. Тем не менее вся широта ассортимента белоцветущих растений позволяет создавать любые тематические композиции, подсвечивая белыми и вариегатными тонами цветников теневые сады, отвечая пастельными (бело-розово-голубыми) тонами нежно-романтическим запросам или контрастными сочетаниями с темными лилово-пурпурными вставками теме стильных белых композиций.
Фото 7. Гармоничное сочетание оттенков желтого — ванильного, лимонного и золотистого. Некоторое количество контрастно-синих соцветий лишь подчеркивает богатство основного тона.
Красный, пожалуй, самый сложный цвет в цветочном дизайне, он очень сложно смешивается со своими холодными оттенками. Красные недаром иногда зовут «горячими», они построены преимущественно на теплых алых оттенках цвета, которые сложно сочетаются с холодными тонами, и эти темы принято разделять. Да и из контрастных красок для красных композиций можно назвать лишь светлые оттенки зелени. Холодные красно-малиновые краски, от розовых, фуксиевых, густо-малиновых до пурпурных, как и лилово-сиреневая гамма, поражают богатством вариантов и тонкими переходами цветов и оттенков, а нередко и прекрасно дополняют друг друга.
Но чем холоднее цвет, тем сложнее будет с нюансами. Холодные цвета априори беднее на оттенки, и чем холоднее цвет, тем менее явно они выражены и тем более важны оттеняющие их дополнительные и контрастные цвета.
|