Уроки композицииАвтор: Людмила Белых.
Часть 2. Пропорциональность, баланс, масштабность.
Вестник Цветовода №24-2009.
Продолжая разговор об основных приемах композиции и их воплощении в ландшафте нужно отметить, что все средства композиции очень тесно связаны между собой, и разделить и выделить их очень сложно. Так, например, значение и взаимосвязь равновесия, пропорциональности и масштабности в композиции сада определяется отдельно в каждом конкретном случае. Попробуем рассмотреть их отдельно.
У Регеля находим, что соразмерностью и пропорциональностью называется правильное, по количеству и величине отношение составных частей к целому, деталей к основной идее, побочных объектов - к главному . Словом пропорция - это гармоничное соотношение частей и размеров всех элементов сада. Пропорции дома в первую очередь определяют пропорции окружающих его посадок. В идеале сад должен быть пропорционален дому, площадь газона - саду, посадки - газону, и чем больше площадь сада, тем более крупные массивы посадок и ландшафтные элементы его декорируют. Конечно, многие участки не сбалансированы изначально, и дом зачастую занимает большую площадь, нависая над садом. Растительные посадки исправить подобную ситуацию могут лишь отчасти. Но тоже крупное дерево или растительная группа, даже если не уравновесят большое строение, то могут послужить переходным объемом от вертикали дома к плоскости газона. Массивы посадок в этом случае должны быть крупными. Мельтешение из штучных растений и небольших групп лишь усилит диспропорцию. Еще более частая ситуация - несоответствие садовых элементов площади сада, небольшие водоемчики и альпийские холмики зачастую теряются на свободном пространстве газона. Выходом может стать объединение нескольких ландшафтных элементов. Объединив, к примеру, водоем с рокарием и площадкой отдыха, пряную клумбу и патио, беседку и плодовый сад мы можем получить более масштабную, а, следовательно, и более соразмерную саду композицию.
В обоих перечисленных случаях на лицо несбалансированность пространства. Что же такое баланс? Это зрительное равновесие. Любому естественному ландшафту видимое равновесие присуще. Равновесие... успокаивает душу: без него лучший ландшафт испорчен и искажен - все кажется, что чего-то не хватает - пишет Регель. Недаром говорят, что баланс не заметен, когда он есть, а его отсутствие всегда очевидно. Сбалансированная композиция выглядит естественно и гармонично, несбалансированная режет глаз. В регулярных композициях равновесие достигается за счет симметрии. Для большинства же наших садов актуально так называемое асимметрическое равновесие, при котором баланс достигается визуальным распределением нагрузки, соотношением правой и левой сторон сада, его переднего и заднего плана. Картина сада уравновешивается за счет распределения элементов и растительных групп. Так крону большого дерева с одной стороны уравновесит массив кустарников с другой, декоративную сложность цветника - лаконичная плоскость газона, открытые зоны - густо засаженные участки, тенистую рощу - залитая солнцем лужайка, яркие посадки слева - спокойные растительные группы справа. В качестве примера можно привести удивительные японские сады, которым в мастерстве асимметрического баланса нет равных.
Баланс может послужить и ответом на вопрос чего и сколько нужно посадить. В растительных композициях сбалансированности можно достичь, изменяя, увеличивая объем и количество высаженных растений, стараясь добиться баланса (пропорциональности) каждой куртины с доминирующим растением. Не редко в композициях и дерево, и кустарник и многолетничек под ним высаживают практически в равном количестве, что конечно противоречит правилам растительного дизайна. Согласитесь, группу из одной елочки, одного кустика и одной хосты сбалансированной не назовешь. Составляя композицию каждый крупный вид уравновешивают посадкой средних и мелких во все увеличивающемся количестве, и чем меньше объем растения, тем в большем количестве оно будет высажено. Например, одно дерево уравновесит группа из трех-пяти крупных кустарников и десяти-пятнадцати мелких. Все небольшие элементы и многолетники, в том числе, в данном случае рассматривают уже пятном, а не количеством. Не стоит перенасыщать группы и в видовом отношении, лучше использовать меньшее число видов, и больше количество одного вида и сорта.
Нужно сказать, что посадка растений большими массивами, в отличие от стремления к большему ассортименту, сразу привносит в сад уравновешенность и масштабность. Растения в монопосадках всегда производят гораздо большее впечатление. Это тот случай, когда меньше не значит хуже. Взгляните на современные стильные, минималистические сады - их лаконизм завораживает. Выразительная линия и несколько грамотно расставленных крупных пятен - отличительная черта садов от кутюр . Выбор малого набора средств, в любом дизайне определяет мастерство. Регель в свою очередь, еще сто лет назад называл гармоническую простоту - крайним выражением искусства . Но если минимализм вашей душе не близок, все же не стоит забывать о понятии цветового пятна, размер которого создадут несколько высаженных или одновременно цветущих экземпляров. Что бы садовая картина сложилась, постарайтесь, что бы каждый цветовой мазок на ней смотрелся пятном, а не каплей.
Вообще чувство меры в выборе выразительных средств, позволяет избежать перегруженности сада, соблюсти определенный баланс между насыщенными и спокойными зонами. Так очень важным фактором сада можно назвать паузу. К сожалению не редко наши сады превращаются в один сплошной цветник. Подобная композиция сада крайне трудоемка, но, увы, неэффектна. Иной раз, глядя на подобные сады-клумбы, так и хочется прикрыть часть картинки, мысленно заменив ее газоном. То есть поставить паузу, на которой глаз сможет отдохнуть, что бы воспринимать красоты дальше. Газон же можно назвать универсальным средством объединения разрозненных элементов сада и идеальным фоном для садовых композиций.
Говоря о масштабности, напомним, что за основу масштаба в любом дизайне берут пропорции фигуры человека, и в ландшафте все элементы композиции так же соответствуют человеческому росту. Следует лишь помнить, что масштаб внешних пространств и внутренних помещений существенно отличается. В саду, где пространство ограниченно лишь небом, размеры приемлемые для квартиры будут тесны и некомфортны. Площадь гостиной однозначно мала для беседки-барбекю, а размер типовой кухни для садовых посиделок нужно увеличить как минимум вдвое. Устраивая площадку для садовой мебели важно учитывать возможность обойти вокруг стола, отодвинуть стул, не боясь оступиться ножкой за край мощения, да и возможный приход гостей. Ширина основных садовых дорожек шириной от метра до полутора, должна предполагать совместную прогулку двух беседующих людей, которые так же свободно должны проходить и в проемы беседок, изгородей, калиток. Дорожки уже метра будут уместны лишь во второстепенных зонах сада и на лесных участках. Тоже правило относится и к ширине ступеней, высоте проемов, только в этом случае садовые элементы будут комфортны и сомасштабны саду. И еще раз, вспомнив Регеля, скажем, что равновесие и мера - это те два условия, которые могут в природе встречаться случайно, но в любом художественном произведении (к коим, безусловно, относится и сад) являются необходимой потребностью.
|