Блог Людмилы Белых Flash-версия

На чем стоит композиция


Автор: Людмила Белых

Часть 1. Вестник цветовода  №21-2008

 

Какие разные эмоций от сада мы испытываем, восторженно рассматривая журнальные картинки, с любопытством заглядывая за соседний забор или, озадачено глядя на свою клумбу. Мы восхищены или разочарованы. Но что, собственно формирует наше впечатление? От чего мы отталкиваемся, определяя хорошо или плохо?

Чего мудрить, скажете вы, просто нам что-то нравится или не нравится. Но всем, как известно, нравится разное. И даже не любя, скажем елки, мы можем оценить, что та композиция с хвойными однозначно хороша. Значит, критерий выбран неверно, потому что кроме субъективной оценки существуют объективные законы прекрасного. В основном это законы цвета и композиции, которым подчиняется любое произведение. Именно их мы неосознанно анализируем при восприятии гармоничности той или иной картинки. И даже их не зная, в своем творчестве либо следуем им, либо нарушаем.

Конечно, законы прекрасного одни, а сфер творчества много. Как они будут работать в ландшафте? Попробуем перевести эти правила на свой ландшафтный язык, тем более что многие понятия нам уже давно знакомы. Потому что недостаточно сказать хорошо или плохо, давайте анализировать, почему это так, а не иначе.

Итак, композиция это взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его законченности и единства. В ландшафте - это расположение элементов в определенной последовательности, т.е. построение пространства при помощи растений. Она строится исходя из нескольких принципов.

 

ТРИ + ДВА


Принцип целостности говорит сам за себя и подразумевает создание сада как целостного произведения, во взаимосвязи и взаимоподчинении всех его элементов. Именно единый художественный образ и отличает понятие образ сада от набора разрозненных элементов и растений. И если у сада есть образ, то его можно сформулировать: как тему, идею, имя, если хотите. И даже если это будет сад из множества зеленых комнат, то это будет, к примеру, Сад пяти садов или Сад контрастов . Потому что такова была концепция, а не потому, что так получилось. Но не будем отвлекаться.

Объединению сада в нечто целостное способствуют повторы в использовании одинаковых материалов, растений, цветовых решений. Повтор - это главное лекарство от разрозненности. К примеру, оформление малых форм в саду диктует дом. То есть заданный цвет крыши, фасадов и оконных проемов, материал отделки крыльца и цоколя можно повторно использовать в отделке беседки и забора, цвете огорода и скамеек, элементах мощения и подпорных стенок. Цветовое решение сада можно поддержать и продуманной посадкой растений. Конечно, современный рынок материалов и аксессуаров предлагает настолько широкий выбор, что сложно в нем не растеряться. Профессионалы говорят, что модулей не может быть больше трех - три цвета, три формы, три материала. Причем, или - или, а не всего по три, иначе будет явный перебор. Предельно допустимая формула может звучать как три плюс два . Например, три разных размера, но не более двух оттенков, или три цвета, плюс два материала. Для малого сада эта формула является непреложным правилом. Его нарушение грозит пестротой и перегруженностью. Доводилось, к примеру, видеть отмостку, набранную из нескольких фигурных элементов, двух цветов и с рисунком сверху. Почему это плохо? Потому, что приоритеты выбраны не верно, подобный персидский ковер настолько декоративно самодостаточен, что сад к такому мощению сажать уже не нужно. Разве что только газон...

Повтор растений в саду также будет объединяющим моментом. Чрезмерно раздутый ассортимент не способствует целостности композиции. Малый сад не стоит превращать в филиал ботанического. Как не процитировать Джона Брукса, советовавшего пересмотреть список растений, выбросить половину запланированных, и удвоить то, что осталось . Более того, повторы цветовых пятен, фактуры, одновременного цветения в группах растений, которые взгляд выхватывает, многократно пересекая площадь сада, не только его объединят, но и зрительно расширят. Должно быть больше видов одного рода и сортов одного вида, большее количество одинаковых растений. 

 Словом, чем больше единых, перекликающихся, повторяющихся элементов и материалов будет в саду, тем более целостную, а, следовательно, более гармоничную и стильную картину мы получим. Ведь стильно - это лаконично и выразительно.

 

КТО В САДУ ГЛАВНЫЙ?


Целостности композиции способствует и принцип обязательной иерархии компонентов. В любой композиции всегда что-то главное, что-то второстепенное. Одно доминирует, другое подчиняется. Что главное? вот основной вопрос, который нужно себе задать. При этом иметь в виду, что этот вопрос тем острее, чем меньше площадь сада. Например, простота линий планировки позволяет наполнить сад более декоративным растительным оформлением. И напротив, сложная планировка с обилием красивых линий выделится на фоне более лаконичной растительности. Придётся выбирать: или площадка с мозаикой на мощении, или яркий цветник вокруг. Заметим, что сложные в декоративном отношении английские миксбордеры и знаменитые природные цветники просты по форме.

Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчиненные. Если, войдя в ваш сад, гость не знает, куда в первую очередь повернуть голову, значит, вы ошиблись с расстановкой акцентов, не смогли выделить главное. Яркое пятно и эффектный цветник не могут быть использованы в одном видовом кадре . За поворотом, за изгородью может появиться что-то новое, но не слева, справа и прямо одновременно. Есть правило, согласно которому на одну - две доминирующие группы в саду приходятся три-пять дополнительных.

 

УБРАТЬ АКЦЕНТЫ


Акцент - это наиболее  привлекающий внимание элемент композиции, который может выделиться размером, формой, декоративной насыщенностью, яркостью цветового пятна. Если говорить о растительных композициях, то акцентными будут выглядеть растения с несвойственным для природного окружения обликом, например с вертикальной кроной или белоокаймленной листвой. Цвет листвы может быть и сезонным аспектом, а акцент в таком случае будет перемещающимся (временным или сезонным). Чтобы грамотно расставить акценты в саду, важно помнить о нескольких правилах.

Чаще мы имеем дело не с отсутствием, а наоборот - с изобилием акцентных растений, ярких пятен. Вспомним знакомую ситуацию: мы купили все самые красивые растения, принесли, посадили... Но красиво почему-то не вышло. Почему? Прежде всего, потому, что они все красивые, то есть акцентные, а для любого акцента, во-первых, нужен фон. Именно фоновые растения, скромные золушки второго плана, будут незаменимой оправой для грамотно поданного бриллианта. Во-вторых, акцент это всегда то, чего меньше. Его просто не может быть много, так как та же декоративная листва или плакучая крона, безусловный акцент и в группе, и в природе.

Сегодня мы назвали три основных принципа, на основе которых создаётся композиция. Но это не значит, что мы исчерпали тему. Создавая сад необходимо также знать, что такое пропорциональность и сбалансированность, как помогают (или мешают!) восприятию контраст и нюанс. Но об этом мы поговорим в следующий раз.